Мечеть Айя София (тур. Ayasofya-i Kebir Cami-i Şerifi) — одна из самых красивых и известных достопримечательностей Стамбула. Ее даже можно найти в списке десяти самых красивых зданий в мире. Собор имеет довольно богатую событиями историю. В нем сменились две религиозных конфессии, здесь произошло переплетение культур, во многом противоречащих друг другу.
Сегодня Айя София в Стамбуле – величественная мечеть. В свободное от богослужений время она открывает двери экскурсиям и всем желающим посетить этот знаменитый храм. Еще недавно в соборе был музей, но в 2020 году ему вернули статус мечети.
Архитектура храма не типична для мусульманских мечетей, поскольку Собор Святой Софии построен во времена раннего христианства, во времена, когда Стамбул был православным Константинополем, а на месте нынешней Турции была Византийская империя, переживавшая свой золотой век.
Первые постройки
Во времена Римской империи на месте Святой Софии находился языческий храм. В период утверждения христианства, в 360 году император Константин I построил на месте языческого храма небольшую церковь. Она простояла недолго, ее уничтожил пожар. Это случилось в 404 году, когда вспыхнул крупнейший за историю Византии народный бунт. Волнения и беспорядки продолжались более десяти лет. Здание церкви было вновь отстроено и вновь сожжено в 414 году. Церковь вновь восстановили, но словно злой рок довлел над этой постройкой: в 415 году новое здание тоже было уничтожено пожаром.
Храм Святой Софии и период Юстиниана
Император Византии Юстиниан I через 40 дней после очередного пожара повелел начать новое строительство, причем не восстанавливать маленькую церковь, а возвести величественное и прочное сооружение. Он считал это залогом мира и процветания в империи. Легенда гласит, что образ нового собора, величественного и прекрасного, ему показал во сне ангел.
Строительство стоило огромных денег – на него потратили три годовых дохода Византии. Но величественный собор построили довольно быстро: за пять лет. Известно, что на стройке работали 10 тысяч рабочих, а руководили строительством лучшие архитекторы – Исидор Милетский и Анфимий Тралльский.
Для строительства везли мрамор из Нумидии, Проконниса, Иераполя и Кариста, а также использовали многочисленные фрагменты языческих храмов. В соборе Святой Софии были установлены колонны из храма Солнца в Риме. Своды украшены великолепными мозаиками.
27 декабря 537 года, на Рождество, состоялось торжественное открытие.
Когда храм был открыт для верующих, люди испытывали восторг и благоговение перед величием и красотой собора. Легенды о помощи небесных сил прочно связаны с историей собора.
Однако прекрасное здание собора оказалось не готово к землетрясениям. Между тем сейсмическая активность этой местности достаточно высокая. Первые разрушения от землетрясения случились через несколько лет после открытия собора. Повреждения удалось устранить, но причину слабой сейсмической устойчивости устранить проблематично: для этого следовало бы усилить фундамент.
Следующим было землетрясение 989 года: от него обрушился купол. Его восстановил армянский архитектор Трдат.
Храм сотрясали не только сейсмические волны, но также исторические катаклизмы. Первым, не самым разрушительным потрясением, было разделение христианской церкви на православную и католическую. 16 июля 1054 года, во время богослужения, легат Папы Римского вручил отлучительную грамоту патриарху Михаилу Керулларию; в ответ патриарх предал анафеме папских легатов.
Между тем византийская эпоха клонилась к закату, ее завоевывала Османская империя. Последнее православное богослужение состоялось 28 мая 1453 года.
Мечеть Айя София в османский период
Собор Святой Софии оставался главной церковью Константинополя до тех пор, пока османы не взяли город под свой контроль. За многие века своей истории собор многократно повреждался из-за войн, восстаний, стихийных бедствий. Захват Константинополя ознаменовался трагедией, когда ворвавшиеся в собор солдаты османской армии устроили резню.
Драгоценное убранство было разграблено, но здание сохранилось. Султан Мехмед II решил переделать церковь в мечеть. Он приказал убрать крест, замазать христианские фрески и мозаики толстым слоем штукатурки. Стены теперь были украшены большими медальонами с именем Аллаха, а вместо колоколов пристроили четыре минарета. Для укрепления стен выстроили контрфорсы, делающие его более устойчивым к землетрясениям. Таким образом, церковь превратилась в мечеть Айя Софию.
Святая София, Константинополь. Неизвестный художник, 1857 г.
Внутренний вид мечети Айя-София. Абдулла Фререс, 1894 г.
Музей Айя София
Османская империя распалась в результате мировой войны 1914-1918 гг., и Стамбул стал столицей Турецкой республики – светского государства, в значительной степени несамостоятельного и ориентированного на западную цивилизацию. Арабский алфавит в 1928 году был заменен латиницей, а мечеть отделена от государства. Мечеть Hagia Sophia прекратила богослужения, это произошло в 1935 году, когда Ататюрк, первый президент Турецкой Республики, наделил ее статусом музея.
Мозаики с изображениями Девы Марии, Иисуса Христа и святых были очищены и отреставрированы. Ранее они были замазаны штукатуркой, поскольку противоречат канонам мусульманства. Также была проведена большая работа по реставрации самого здания.
Посетители в Соборе Айя София, находящемся в статусе музея
Собор Святой Софии стал одной из самых посещаемых достопримечательностей Стамбула, и это здание, наряду с другими частями исторического центра, было внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Возвращение статуса мечети
Борьба с религией в турецком государстве была не столь принципиальной, как в СССР, но она оказала значительное влияние на общественную жизнь. Усиление религиозности в Турции совпадает с другими общественными процессами – ослаблением западного влияния, усилением национального самосознания. Вопрос о том, что Айя София вновь должна стать мечетью, поднимался неоднократно, но каждый раз это признавалось недопустимым. В числе прочих доводов звучал и такой: Собор Святой Софии – православный храм, силой захваченный османскими мусульманами, это предмет спора двух мировых религий, и лучше ему оставаться в нейтральном статусе музея.
В 2020 президент Эрдоган принял решение о возвращении статуса мечети Айя Софии. Возможно, это связано с политическими событиями, с предотвращенной попыткой государственного переворота.
Дата 24 июля 2020 года стала знаковым моментом в истории Стамбула и Турции, когда состоялся первый намаз. Стамбул был охвачен ликованием. Толпы людей шли к храму, хотя полиция перекрывала улицы и стремилась не допустить давки. Все это происходило в период карантинов из-за короновируса, но о нем в Стамбуле в этот день забыли. Полицейские кордоны были прорваны толпой верующих. В течение суток, днем и ночью, сменяя друг друга, имамы читали молитвы, которые транслировались по радио и телевидению. Открытие мечети стало крупнейшим праздником в Турции.
Мечеть Айя София. Стамбул, Турция
Между тем православная церковь с печалью восприняла известие о восстановлении статуса мечети для Софийского собора. Но среди православных священников есть те, кто одобрил возобновление богослужений в великом храме. «В храме славится имя Божье, и не важно, на каком языке возносятся молитвы».
Так, Собор Святой Софии утратил свой статус музея и был восстановлен в своей былой славе Большой мечети Айя София.
Архитектурные особенности софийского собора
Внешний и внутренний вид собора претерпел многочисленные изменения с момента свое постройки, на него наложили отпечаток исторические бури и природные катаклизмы. Между тем он остается великим памятником архитектуры.
Интерьер
Человек, входящий в храм Святой Софии, ощущает ее мощное воздействие, особую энергетику. Уходящий ввысь купол, множество окон на разных уровнях создают особый световой эффект храма, в котором все пронизано светом.
Византийская архитектура мечети Святой Софии. Стамбул, Турция
«Световой пояс» в основании купола, состоящий из многочисленных окон, создает впечатление «парящего купола». Диаметр купола составляет 31 метр.
Интерьер представляет собой центральный неф и два боковых, отделенных колоннами.
Византийские мозаики и фрески
В настоящее время в Айя Софии мозаики и фрески с изображением святых соседствуют с арабскими надписями на стенах – извлечениями из Корана. Но так было не всегда. Изображать людей мусульманским художникам запрещено, и после захвата собора мусульманами, часть изображений была уничтожена, остальные покрыты штукатуркой. В «музейные» времена фрески и мозаики были открыты, однако сейчас они частично прикрыты тканью, так как, Софийский собор снова стал мечетью.
На «парящем» куполе – грандиозная мозаика, изображающая богородицу и младенца Иисуса Христа. Одна из поздних мозаик изображает Иисуса Христа, поднявшего руку для благословения, а рядом с ним – императрицу Зою и Константина IX Мономаха, приносящих дары.
Мусульманские архитектурные элементы
Главное архитектурное отличие мечети от православного храма – ориентация по сторонам света. Алтарь в православных храмах находится в восточной стороне здания, а вход – в западной. Мечеть ориентирована на Мекку, и место священнослужителя (михраб) должно быть в юго-восточной части. После захвата собора мусульманами внутреннее устройство было несколько изменено, чтобы мулла находился ближе к «правильному» направлению.
Изображать лица людей, тем более богов, запрещено исламской традицией, и вместо изображений в мечети укрепили круглые щиты – медальоны с надписями на арабском языке. Арабской вязью написано имя Аллаха, пророка Мухаммеда, первых халифов Али и Абу Бакра.
Исламские медальоны в мечети Святой Софии. Стамбул, Турция
Минареты Айя Софии
Минарет – это башня рядом с мечетью, наверху находится площадка, с которой муэдзин призывает к молитве. Для рядовых мечетей минарет обязателен, но недопустимо строить более одного. Если мечеть возводится принцем или принцессой, то можно возвести два минарета, подчеркнув статус. Установить четыре минарета можно только по приказу султана. Именно султан Мехмед II приказал возвести возле захваченного православного собора четыре минарета, превратив здание в мечеть.
Уникальные экспонаты собора Айя София
Древний храм Айя София имеет длинную историю и окружен множеством легенд, мистических образов. Среди множества элементов есть наиболее известные, привлекающие всеобщее внимание. В храме сочетаются символы двух религий, но сейчас преобладают мусульманские.
Михраб
Михраб – это ниша в стене с аркой, в ней находится мулла во время намаза. Михраб должен быть обращен к Мекке, и в Айя София это направление не совпадает с положением алтаря. К счастью, мусульмане не стали делать нишу в стене, а выполнили михраб в виде дополнительного элемента, сориентированного в соответствии с мусульманскими канонами. Это небольшой павильон с колоннами.
Минбар
Минбар – это возвышение, с которого произносятся молитвы. В Айя Софии минбар находится справа от михраба, это кафедра, к которой ведет небольшая лестница.
Михраб в мечети Айя София, Стамбул
Мибар в мечети Айя София, Стамбул
Мраморный кувшин
Достопримечательность собора – мраморный кувшин, с которым связана поучительная легенда. Когда-то крестьянин нашел клад – несколько кувшинов, наполненных золотом, и сообщил об этом султану. В награду за честность один кувшин султан оставил крестьянину.
Мраморный кувшин. Мечеть Айя София, Стамбул
Омфалион
Рядом с михрабом находится священное место, относящееся не к мечети, а к православному собору. Это Омфалион, в переводе – Пуп земли. Здесь короновались византийские императоры. Мозаичный круг, где располагался трон, сейчас закрыт ковром.
Омфалион символизирующий Центр Мира («Пуп Земли»)
Ложа султана
Слева от михраба находится Ложа султана (19 век) – богато украшенное сооружение в форме шестигранника, где молился султан.
Ложа султана, мечеть Айя София, Стамбул
Место крещения княгини Ольги
Во дворе храма находится купель, где приняла крещение княгиня Ольга. В настоящее время место крещения выглядит весьма обыденно.
Бывший баптистерий. Ныне является гробницей султанов
Врата из ковчега
Императорские врата, через которые в Собор Святой Софии входил лишь император, имеют высоту 7 метров. Согласно преданию, они сделаны из досок Ноева ковчега. Истинность этого утверждения проверить трудно, можно лишь принять на веру.
Резьба по камню, колонны и капители
Обилие узоров, вырезанных на мраморе, в соборе Святой Софии поражает. Возраст украшений различается. Часть из них создана при строительстве, многие элементы интерьера добавлены позднее, как и мозаики. Особое внимание привлекают капители колонн, история которых ведется от античных времен.
Каменные украшения, сделанные в православном соборе и в мечети, имеют различия: православные мастера могли ваять людей и животных, а для мусульман разрешены были орнаменты с растительным или геометрическим узором и надписи.
Постройки на территории софийского собора
Фонтан
Для ритуальных омовений перед храмом выстроен фонтан, время его постройки датируется 1740 годом. Это красивое сооружение из мрамора не похоже на расточительные северные фонтаны с обилием воды. Фонтан в Айя Софии относится к воде бережно, струи воды укрыты узорным сводом, прикрыты ажурной решеткой. Воду можно набрать из 16 бронзовых кранов.
Фонтан на территории мечети Айя София. Стамбул, Турция
Мавзолеи
На священной земле, принадлежащей собору, совершались захоронения султанов и членов их семьи. Гробницы богато украшены. На территории собора находится 5 склепов, в них хранится 145 саркофагов.
Мавзолей султана Селима II и членов его семьи на территории мечети Айя София, Стамбул
Часы
На территории храма есть монументальные солнечные часы, выверенные и показывающие правильное время. Дата их создания не указывается – возможно, они установлены в «музейный» период.
Школа
В 1740 году на территории храма построена школа, которая работала до 1935 года. Она закрылась, когда мечеть была преобразована в музей, а религия в Турции была отделена от государства.
Здание школы используется с тех пор для проведения конференций и выставок.
Библиотека
В Храме Айя София имеется библиотека; к сожалению, книг в ней нет. Экскурсантам показывают пристройку с узорчатыми окнами, говорят, что султан Махмуд I приобрел книги и хранил их здесь, но сейчас они находятся в другом музее.
Легенды и тайны храма Айя София
Сны Юстиниана
Среди множества легенд, окружающих этот древний храм, есть самая первая – легенда об ангеле, который явился императору Византии Юстиниану и повелел ему построить собор, равных которому нет в мире. Император видел образ собора и подробный план его помещений так отчетливо, что смог объяснить архитекторам основные идеи строительства.
Одна из мозаик в соборе изображает Юстиниана и ангела со свитком, на котором изображен некий чертеж.
Плачущая колонна (в данный момент недоступна для посещения)
В соборе Святой Софии есть таинственная колонна, источающая влагу – «плачущая колонна», или колонна желаний. В период, когда собор уже стал мечетью, в колонне сделали небольшое отверстие и укрепили медный лист. По существующему преданию, если загадать желание, потом засунуть в отверстие большой палец руки и исхитриться повернуть его на 360°, то желание исполнится.
Холодное окно
Одно из окон в Айя София отличается тем, что из него всегда веет прохладой, даже в самые жаркие дни.
Свитки в стене
Уже после того, как Айя София вновь получила статус мечети, произошло удивительное событие. Мусульманин, пришедший на молитву, обнаружил в стене неплотно прилегающий камень. Он сообщил об этом властям, и из стены извлекли сумку с пергаментными свитками, на которых нанесен текст молитв на иврите.
Однако это событие не вызвало предполагаемого всемирного восторга. Свитки вначале забрали в полицию, чтобы специалисты изучили их и решили вопрос об исторической ценности. Иными словами, возникло подозрение в фальсификации.
Священник, спасенный храмом
Одна из легенд относится к православной Софии, вернее к трагическому эпизоду захвата собора османской армией и последовавшей за этим резни. Легенда гласит, что стены за алтарем раздвинулись и потом сомкнулись, укрыв православного священника от расправы. Когда собор вновь станет православным – сообщает легенда – священник выйдет из заточения.
Затопленное подземелье
Под храмом расположено обширное подземелье. Оно слабо изучено, поскольку помещения залиты водой. В «музейные» времена, когда храм находился под управлением городских властей, делались попытки изучить подземелье и для этого откачать воду. Увы, вода не убывала, сколько ее не откачивали: видимо, там открылись подземные ключи.
Некоторые коридоры остались сухими. Они не похожи на «технический этаж». Вероятно, у нижней части собора то же происхождение, что у подвалов Эрмитажа, подземных городов под Прагой, Парижем и цокольных этажей под всеми старинными дворцами и просто старыми домами: нижние этажи были засыпаны слоем глины, предположительно прибывшей на Землю в составе пылевой кометы несколько столетий назад.
Затопление именно храма Святой Софии, расположенного в сухой и жаркой Турции, – удивительное явление. У множества других дворцов оказалась засыпана нижняя часть на много метров, но только в Айя София в подземелье хлынула вода.
Информация для посещения
Общие рекомендации
Возвращая собору статус мечети, турецкие власти взяли обязательство сохранить доступ в знаменитый храм, подобно тому, как это было в «музейный» период. Для этого пришлось нарушить некоторые каноны мусульманства, прежде являвшиеся незыблемыми. Например, раньше в мечеть нельзя было входить женщинам, они могли молиться лишь в специальном помещении на втором этаже. Сейчас в мечеть свободно заходят женщины и мужчины.
Но есть правила посещения, которые следует соблюдать:
- Приходить на экскурсию следует в часы, свободные от богослужений.
- Одежда должна быть скромной и максимально закрывать тело. Недопустимы шорты, сарафаны, короткие юбки. Женщинам рекомендуется приходить в закрытых платьях, длинных юбках или брюках. Рукава должны тоже быть длинными, до запястья. Закрытая одежда из легкого хлопка или шелка уместна в жару: она не только соответствует местному этикету, но и защищает от солнечных ожогов.
- При входе в храм необходимо снять обувь и получить жетон, обувь останется в своеобразной камере хранения.
- Женщины должны покрывать голову платком. Если на экскурсию пришла женщина без платка, ей на входе выдадут необходимый аксессуар.
- В храме не запрещается делать фотосъемку, но не следует фотографировать молящихся.
- Не следует шуметь, громко говорить. Громкая речь при посещении собора допустима для экскурсоводов.
Часы работы мечети Айя София
Доступ в мечеть Айя София открыт круглосуточно. Экскурсантов просят не приходить во время намазов, которые свершаются пять раз в день, причем время зависит от времени года и связанного с ним положения светил на небосводе. Расписание намазов на конкретную дату можно посмотреть здесь.
Стоимость посещения
Когда собор Святой Софии был музеем, в него продавались входные билеты. После возвращения статуса мечети посещение стало бесплатным для всех, как и в любой мечети Турции.
Как добраться до мечети Айя София
Площадь, на которой находится храм, называется Султанахмет. В Стамбуле есть метро, на котором можно доехать до остановки Султанахмет. Можно до остановки с тем же названием доехать на трамвае.
Мечеть Айя София на карте Стамбула
Стамбул находится на границе Европы и Азии, и Айя София расположена в непосредственной близости от этой границы, проходящей по проливу Босфор. От храма можно менее чем за час дойти до берега Босфора пешком. Можно за несколько минут доехать на автомобиле до пристани под названием Европейская сторона, ведь Айя София находится на европейском берегу Босфора. Далее путешественники могут зайти на Галатский мост и перейти по нему в Азию. На азиатскую сторону Стамбула можно приехать и на метро, ведь тоннели метрополитена проложены под дном Босфора.
Историческая часть города, где расположена Айя София, является средоточием музеев, научных и образовательных учреждений, всевозможных базаров и магазинов. По соседству с Айя Софией находится еще несколько мечетей, тоже имеющих свою историю. Одна из популярных – это Мечеть Сулеймание или Голубая мечеть.
Хороший проводник или гид нужен неопытному путешественнику, чтобы понять смысл и суть восточного города с иной культурой, верой, традициями.